Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Дата публикации: . Категория: Новости.

Святитель Иоанн — уникальная фигура в истории XX века. Русский святой, чья жизнь и служение прошли за пределами России, среди эмиграции — на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и в Европе.

Святитель Иоанн не хотел быть епископом. Даже, как аргумент, привел свое косноязычие, а епископу нужно говорить речи и проповеди. Но ему ответили, что и Моисей был косноязычным, и ничего.

Церковь совершает память святителя Иоанна Шанхайского 2 июля.

Детство

Святитель Иоанн Максимович (мирское имя – Михаил) принадлежал к дворянскому роду Максимовичей-Васильковских, который в семнадцатом веке уже дал миру одного известного православного подвижника — святителя Иоанна Тобольского, знаменитого миссионера и просветителя Сибири. Его дед по отцовской линии был зажиточным землевладельцем. Другой дед, по матери, служил врачом в городе Харькове. Его отец руководил местным дворянством, а дядя занимал должность ректора Киевского Университета.

Будущий святитель родился 4 июня 1896 года, на территории Харьковской губернии, в родительском имении Адамовка. Во святом крещении получил имя Михаил, в честь архистратига Небесного воинства. Родители Михаила, Борис и Глафира, люди Православные, стремились дать сыну хорошее воспитание и образование, во многом сами служили ему добрым примером. В дальнейшем он всю свою жизнь испытывал к ним сыновнее уважение.

С детства Михаил отличался слабым здоровьем. Миролюбивый и кроткий характер ребенка способствовал выстраиванию приятельских отношений с окружающими, в том числе со сверстниками, однако особенно близких друзей он не имел. Может быть именно в этой связи Михаил редко участвовал в играх, но зато чаще обычного погружался в собственные размышления.

Отличаясь особой религиозностью с детства, он любил играть «в монастыри», строя их из игрушечных фортов, облачая в «монашеские» одежды игрушечных солдатиков. По мере взросления стал собирать религиозную библиотеку, святые иконы, приобщался к молитвенному деланию. Он буквально зачитывался духовной литературой, Житиями святых, историческими сочинениями. Наряду с религиозным чувством, в нем с ранних лет зрело чувство любви к своей Родине, чувство патриотизма. Сильное впечатление оказывало на Михаила посещение Святогорского монастыря, недалеко от которого, в Голой Долине, располагалось загородное имение его семьи. Семья не раз поддерживала эту обитель своими пожертвованиями. Стремлением угодить Богу, жизнью по заповедям, Михаил оказывал благотворное влияние на своих младших братьев и сестру (и не только: со временем даже его гувернантка, француженка, будучи католичкой, решилась принять Православие).

Юношеские годы

В возрасте 11 лет родители определили Михаила в кадетский корпус в Полтаве. Учился он хорошо, преуспевая практически по всем предметам. И лишь физическая подготовка давалась ему с трудом.

Кроткий, религиозно настроенный нрав Михаила выделял его из среды товарищей по корпусу. Однажды, когда учащиеся проходили торжественным маршем и их ряды поравнялись с Полтавским собором, Михаил, движимый внутренним чувством благоговения, осенил себя крестным знамением. Руководство хотело его наказать, за нарушение строя и дисциплины, и только заступничество попечителя корпуса, Великого князя Константина, проявившего должный педагогический такт и подход, избавило «виновника» от осуждения.

Студенческие годы

Когда в 1914 году Михаил закончил кадетский корпус, перед ним стоял выбор: куда пойти учиться дальше? Будущий святитель Шанхайский и Сан-Францисский с детства хотел связать жизнь с церковным служением и думал поступить в Киевскую духовную академию, однако родители, желавшие сыну хорошей юридической карьеры (что было реальным, с учётом его дарований и их личных связей), настояли на том, чтобы он поступил на юридический факультет. Питая к отцу и матери искреннее уважение, он подчинился их воле и поступил в Харьковский университет.


Харьков, начало XX века

Обучаясь в университете, Михаил демонстрировал большие успехи. Однако даже загруженность занятиями не отвлекла его от высших духовных стремлений. Он самостоятельно изучал духовную литературу. Был знаком с архиепископом Харьковским Антонием (Храповицким), который стал руководителем его духовной жизни. На Михаила большое впечатление произвёл приезд в Харьков епископа Варнавы (Настича), впоследствии Патриарха Сербского.

В 1918 году Михаил окончил юридический факультет Харьковского университета. Время завершения обучения совпало со временем страшных, трагических событий в жизни Отечества: Февральской революцией и последовавшими за ней переменами. Ни он сам, ни его родители, не разделяли революционной радости от свержения русского царя. Можно даже сказать, что для семьи Михаила те холодные февральские дни стали днями печали и траура.

В период правления на Украине гетмана П. П. Скоропадского и после взятия Харькова армией генерала А. И. Деникина будущий святитель служил в суде и являлся членом приходского совета.

Эмиграция

При отступлении белых войск выехал с семьёй в Крым. В ноябре 1920 года эвакуировался в Константинополь, откуда в 1921 году прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев вместе с родителями и двумя братьями. Один из них получил высшее техническое образование и работал инженером в Югославии, другой, после окончания юридического факультета Белградского университета, работал в югославской полиции.


Белград, 1920-ые годы

Поступил на богословский факультет Белградского университета. Получал пособие от Государственной комиссии Королевства СХС для российских беженцев. По воспоминаниям Николая Зёрнова, «Небольшого роста, грузный и широкий в плечах, с одутловатыми щеками и красными губами под рыжеватыми малороссийскими усами, он производил впечатление большой, в себе сосредоточенной силы. Он мало общался с другими студентами, только под конец курса я ближе познакомился с ним <…> Он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимович носил тяжелую меховую шубу и старые русские сапоги. Обычно он вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию своим крупным почерком. Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания. Многие из нас любопытствовали узнать, что за записи получались у Максимовича, но никто не решился попросить его дать нам их прочитать».

В 1924 году митрополитом Антонием Храповицким, возглавлявшим Русскую иерархию в королевстве, поставлен в чтецы в русской Троицкой церкви Белграда. По поручению митрополита Антония, Михаил подготовил доклад о происхождении закона о престолонаследии в России, в котором исследовал вопрос о том, насколько данный закон соответствует духу русского народа и его историческим традициям.

13 октября 1925 года окончил богословский факультет Белградского университета. Получил высшие оценки (10 баллов) по 5 из 28 сданных им предметов. По окончании Белградского университета назначен законоучителем в сербскую государственную гимназию города Велика-Кикинда.

Монашеская жизнь

На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1926 году в Мильковском монастыре, единственном в тогдашней Сербии мужском монастыре с русским уставом и русской братией, митрополитом Антонием пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Тобольского. В том же году митрополитом Антонием (Храповицким) в сан диакона, а 4 декабря того же года епископом Гавриилом (Чепуром) — в сан иерея.

С 1927 года преподавал пастырское богословие и церковную историю в Духовной семинарии апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в городе Битоле. Епископ Николай (Велимирович), обращаясь к семинаристам, так отозвался об Иоанне Максимовиче: «Дети, слушайте отца Иоанна; он — ангел Божий в человеческом образе».


Иеромонах Иоанн в Белграде. 11 мая 1934 года

В период летних каникул он жил в Мильковом монастыре, близко общался с настоятелем — архимандритом Амвросием (Кургановым), его беседы за монастырскими послушаниями тепло вспоминал архимандрит Фаддей Витовницкий (тогда — молодой послушник Томислав). В этот же период опубликовал ряд богословских работ («Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской богословской мысли», «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь», «Учение о Софии — Премудрости Божией»), в которых со святоотеческих позиций полемизировал со сторонниками теологической концепции «софиологии», в первую очередь, со священником Сергием Булгаковым.


Александр I Карагеоргиевич

Как и многие русские эмигранты, очень уважал покровительствовавшего беженцам из России короля Югославии Александра I Карагеоргиевича. Спустя много лет отслужил панихиду по нему на месте его убийства на одной из улиц Марселя. Другие православные клирики из ложного стыда отказались служить с владыкой на улице. Тогда владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду на французском языке.

Епископское служение

3 июня 1934 года Архиерейский Синод РПЦЗ определил Иоанну быть епископом Шанхайским, викарием Китайской и Пекинской епархии.

10 июня того же года в русском Троицком храме в Белграде хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Антоний, который тогда же направил письмо архиепископу Димитрию (Вознесенскому), где писал: «Как мою душу, как моё сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя — есть чудо аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».


Епископ Иоанн по прибытии в Шанхай в ноябре 1934 года

4 декабря 1934 года прибыл в Шанхай, где к тому времени жило около 50 тысяч русских беженцев. Сумел быстро уладить разногласия между православными приходами.

При епископе Иоанне в Шанхае было завершено строительство Свято-Николаевской церкви (1935) — храма-памятника Царю-Мученику. В 1936 году им было открыто подворье Пекинского женского Покровского монастыря, где подвизались 15 сестёр. Были построены и другие храмы в Шанхае, в том числе Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».


Собор иконы Божией Матери «Споручница грешных», вид на собор с западной стороны в 1948 году

Во время жизни в Китае получил известность как благотворитель, был попечителем различных филантропических обществ. По его благословению и с его личным участием в Шанхае строились госпиталь, приют, гимназия, дома для престарелых, общественная столовая, коммерческое училище. Организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя святителя Тихона Задонского — вначале в нём было восемь детей, а затем — уже сотни (всего воспитанниками приюта были около 3,5 тысяч детей). Епископ сам подбирал больных и голодающих детей на улицах шанхайских трущоб и приводил их в приют.


Дети из приюта святителя Тихона Задонского в Шанхае

В жизнеописании владыки Иоанна сказано:

Его любимцами были дети, которых он так охотно держал при себе. Он всегда интересовался ими, экзаменовал их, посылал им открытки и приносил подарки. Он мог смотреть им в глаза по несколько минут тем тёплым лучистым светом, который проникал в глубину души, и это было как объятие матери для младенца. Этот взгляд был незабываем. Тело этого аскета было как высохшая кора дерева, но каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле.

Много внимания уделял религиозному образованию, посещал тюрьмы, навещал больных в психиатрической лечебнице. Уже в этот период получили известность многочисленные случаи исцеления безнадёжно больных по его молитвам. Каждый день служил литургию.


Шанхай, 1930-ые годы

В 1945 году, после занятия Маньчжурии войсками Красной армии, православные архиереи в Китае, ранее входившие в юрисдикцию РПЦЗ, признали церковную власть Патриарха Алексия I. В этой ситуации епископ Иоанн (Максимович) некоторое время поминал на богослужениях как Московского Патриарха, так и главу РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского).

20 июня 1946 года издал Указ, в котором сообщалось о решении Архиерейского Синода РПЦЗ, собравшегося 20 мая 1946 года в Мюнхене, образовать Шанхайскую епархию РПЦЗ во главе с епископом Иоанном, а архиепископа Виктора «разрешить от управления Шанхайской епархией». Известие из Мюнхена, объявлявшее Шанхайское викариатство самостоятельной епархией, было неожиданностью для епископа Иоанна, однако он принял его. В епархии епископа Иоанна состояли в клире 12 священников и три протодиакона. С объявлением об образовании новой епархии православное население Шанхая разделилось на две юрисдикции: Патриаршую — до 10 000 и епископа Иоанна — до 5000 человек.

Бегство из Китая

Так как коммунистическая китайская армия продвигалась к Шанхаю, Международная организация по делам беженцев обратилась к правительствам ряда стран с просьбой предоставить временный приют беженцам, а также русским эмигрантам и лицам некоторых других национальностей, постоянно проживавшим в Шанхае. На этот призыв откликнулась только Филиппинская республика, выделившая для временного поселения беженцев из Китая необитаемую часть острова Тубабао.

В 1949 году пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Сам он прибыл в лагерь на Тубабао за несколько дней до Пасхи 1949 года, что стало событием исключительной важности в духовной жизни лагеря. По воспоминаниям А. Н. Князева: «На Тубабао прибыл Владыка Иоанн Шанхайский на джипе и сразу проследовал в Свято-Богородицкий собор, где был встречен иеромонахом Модестом, иереем отцом Филаретом Астраханским и протодиаконом отцом Константином Заневским и архиерейским хором во главе с Г. Агафоновым. Собор был переполнен почитателями Владыки. После молебна и чашки чая Владыко проследовал в Свято-Серафимовский храм, где его встретили также колокольным звоном, а в храме — протоиерей отец Афанасий Шалобанов и отец Николай Колчев, иеромонах отец Николай и диакон отец Павел Метленко. Пел хор под управлением И. П. Михайлова. После краткой службы Владыка отправился в Свято-Архангело-Михайловский храм, и здесь его встретили колокольным звоном протоиерей отец Матвей Медведев и отец Давид Шевченко с хором во главе с М. А. Шуляковским».


Иоанн Шанхайский и русские беженцы на острове Тубабао

Своё пребывание на Тубабао, которое продолжалось около трёх месяцев, посвятил удовлетворению духовных нужд своей паствы и знакомству с повседневной жизнью беженцев. Многим русским беженцам, временно находящимся на Филиппинских островах и живущих в тяжелейших условиях, в непривычно жарком климате, не давали визы в США. Святитель Иоанн выехал в Вашингтон, где хлопотал перед американским Конгрессом о предоставлении тубабаовцам права на постоянное жительство в США. Чтобы они смогли въехать на территорию Соединенных Штатов, в Вашингтоне пошли на принятие поправок к некоторым законам. За время пребывания в Вашингтоне основал там приход Русской православной церкви за границей, известный ныне как Иоанно-Предтеченский собор.

Пока Владыка пребывал на острове, он ежедневно обходил остров и своими молитвами и крестным знамением ограждал остров от сезонных тайфунов. Когда русские высказывали опасения при первых признаках приближающегося тайфуна, сами филиппинцы оставались совершенно спокойными, говоря: «Пока ваш святой человек обходит наш остров, ничего со всеми нами не случится». И действительно: как только последняя партия русских беженцев была вывезена, на остров налетел сильнейший тайфун и почти полностью разрушил все его строения.

Служение в Западной Европе

27 ноября 1950 года решением Архиерейского Собора РПЦЗ назначен архиепископом Западно-Европейским; за ним было сохранено управление оставшимися приходами Шанхайской епархии (в Гонконге, Сингапуре и др.).

21 июля 1951 года прибыл в Париж, проживал в Мёдоне при Воскресенском храме. Поскольку русские парижские храмы находились в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата, официальной резиденцией архиепископа Иоанна считался Брюссель, он титуловался «архиепископ Брюссельский и Западноевропейский». Центром активной деятельности архиепископа Иоанна был брюссельский храм во имя Иова Многострадального, заложенный в память царя Николая Александровича.

21 октября 1953 года Архиерейский Собор постановил: «Утвердить за Архиепископом Иоанном, кроме титула Архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского, титул Управляющего Русскими Православными Церквами в Китае и на Филиппинах».

Значительную часть времени он проводил в окрестностях Парижа. В 1952 году переехал из Мёдона в Версаль, жил при епархиальном управлении, размещённом в здании русского кадетского корпуса имени Николая II; был председателем попечительского совета кадетского корпуса. Часто бывал в Леснинском Богородицком женском монастыре в Фуркё, служил в Париже во временно арендуемых помещениях. В декабре 1961 года освятил парижскую церковь Всех святых, в земле Российской просиявших.

При нём в епархии было восстановлено почитание западных святых неразделённой церкви (то есть живших до отделения Католической церкви от Православной). В православных храмах стали поминать покровительницу Парижа святую Женевьеву (Геновефу), просветителя Ирландии святого Патрика (Патрикия) и других знаменитых на Западе святых. Активно занимался миссионерской деятельностью, взял под свою опеку православные церкви во Франции и Голландии, содействовал подготовке местных священнослужителей, изданию богослужебной литературы на французском и голландском языках. Также окормлял греческие, арабские, болгарские и румынские православные приходы, придав им особый статус. Способствовал появлению приходов западного обряда. Рукоположил испанского православного священника для Мадридской миссии.


Храм-памятник Святого Праведного Иова Многострадального в Брюсселе

В его бытность епархиальным архиереем был воздвигнут храм во имя святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе в память царя-мученика Николая Александровича, который сделался центром активной деятельности святителя Иоанна.

По воспоминаниям современников, в быту владыка был неприхотлив: облачения носил из самой дешёвой ткани, обувался в сандалии на босу ногу, а зачастую и вовсе ходил босой, какая б ни была погода, отдавая обувку нищим. Он был истинный нестяжатель, последователь другого великого русского святого — преподобного Нила Сорского. Он был человек Божий.

Деятельность владыки Иоанна высоко оценивали не только многие православные люди, но и представители других конфессий. Сохранился рассказ о том, как в Париже католический священник говорил своей пастве, что и в современном мире есть чудеса и святые, доказательством чего является ходящий по парижским улицам русский святой Иоанн Босой (saint Jean Pieds Nus) — он имел в виду владыку Иоанна.

Служение в США

В 1962 году святителя Иоанна переводят в Сан-Франциско в ответ на настойчивые просьбы тысяч русских местных прихожан, хорошо знавших его еще по Шанхаю: строительство кафедрального собора в Сан-Франциско было приостановлено из-за разногласий в приходе. Святитель разобрал дело, нашел беспорядок в финансах и отчетной документации и призвал должников к ответу. Должники послали жалобы в Синод.


Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско

В Синоде этими жалобами как удобным поводом воспользовались недоброжелатели святителя: они подняли вопрос о «незаконности» его назначения на кафедру в Сан-Франциско и отзыве. В Синоде у святителя было немало тех, кто презирал «гугнивого» и «причудливого» епископа как «недостаточно тонкого богослова» или «плохого администратора».

Недоброжелатели боялись главного: живой святой-чудотворец, приехавший на ведущую кафедру самой значимой епархии Русской Зарубежной Церкви, являлся самой реальной кандидатурой на место уже очень больного первоиерарха. Деятельность недоброжелателей принесла свои плоды. Русская община в Сан-Франциско пришла в смятение от «партийной борьбы». На приходских собраниях святителя и его сторонников сопровождали крики и оскорбления. Среди гонителей святителя были даже те, кого он исцелил от рака и других тяжелых болезней.

Некоторые женщины ругали святителя и даже плевали на него. Одна женщина после с ужасом вспоминала, как ее мать, подбежав, плюнула святителю в лицо – сразу после богослужения. Но и некоторые из почитателей святителя открыто заступались за него. Например, игуменья Ариадна громко, с посохом в руках обличила в соборе тех, кто оскорблял живого святого.


Святитель Иоанн в Сан-Франциско, 1962 год

9 июля 1962 года в San Franсisco Examiner на первой полосе появилось сообщение о суде над русским архиепископом вместе с его фотографиями в зале суда. Процесс длился четыре дня. Рядом с владыкой в суде были и самые близкие его друзья: архиереи Савва Эдмонтский, Леонтий Чилийский, Нектарий Сиэтлский, игуменья Ариадна. Регулярно приходил о. Серафим Роуз (тогда ученик святителя Евгений Роуз). Судья, католик Э.О'Дэй, не мог скрыть своих симпатий к святителю Иоанну и разрешил ему – впервые в истории Сан-Франциско – произносить молитву перед началом каждой сессии.

Дело по обвинению святителя Иоанна, как совершенно несостоятельное, было прекращено и святитель признан свободным ото всех обвинений в денежной коррупции. В Синоде также вынуждены были признать, после личного визита первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Анастасия в Сан-Франциско, статус святителя Иоанна как постоянного иерарха Сан-Франциско и Западной Америки.

Сами противники святителя понимали абсурдность своих юридических претензий. Их главной целью было морально уничтожить святителя. В те дни святитель Иоанн писал своим духовным детям: «Если вы услышите, что я умер, знайте, что меня убили». Но святитель, хорошо знавший законы духовной жизни, никого не осуждал. Когда его спросили, кто был виноват в этой смуте, он ответил: «Дьявол».


Клирики и прихожане собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско
писали обращения в Синод в защиту своего архипастыря

В конце жизни на святителе Иоанне исполнялась последняя из евангельских заповедей Блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Но это, конечно, не снимало личной ответственности противников святого за свою долю злобы и зависти по отношению к нему. Некоторые из них перед смертью покаялись у самого святителя, получив полное прощение и отпущение греха.

Хотя правда восторжествовала, последние годы святителя Иоанна были наполнены горечью клеветы и преследований. Одна из его духовных дочерей вспоминала: «Блаженный Иоанн никогда не жаловался, хотя у него было так много треволнений. Однажды мне довелось прийти в храм перед службой. Слышу – чей-то плач. Удивленная, я тихо поднялась по ступенькам и убедилась, что звуки исходят из алтаря. Боковая дверь была приоткрыта, и я заглянула. К моему изумлению, я увидела голые пятки блаженного Иоанна у престола. Он стоял на коленях, склонив голову на руки, и горько плакал! Я быстро отошла. Невозможно было смотреть на это».


Перед установкой крестов на Новый собор в Сан-Франциско, который был построен и открыт благодаря владыке. Собор был
освящен в 1965-м году, епископ Иоанн успел немного в нем послужить до своей кончины в 1966 году (святитель Иоанн стоит
третий слева)

1966 – последний год земной жизни святителя. Несколько человек утверждают, что святитель Иоанн знал о времени и месте своей кончины.

В день кончины – 2 июля 1966 года он отслужил Божественную литургию и после службы молился в алтаре еще три часа. Умер святитель несколькими часами позже в своей комнате, молясь перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери, без предварительных признаков какой-либо болезни.

Шесть дней лежал святитель в гробу, его тело не бальзамировали, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось. Тело ежедневно наблюдали чиновники из похоронного бюро Сан-Франциско, но никаких изменений не находили.

Мэрия Сан-Франциско сделала исключение, разрешив похоронить святителя, несмотря на санитарный запрет, в «черте города», в усыпальнице кафедрального собора в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который святитель строил и в котором служил.

В 1993 году специальная комиссия по прославлению владыки Иоанна, открыв его мощи, обнаружила их нетленными. А в 1994 году святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован.

Прот. Петр Перекрестов, священник кафедрального собора в честь иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, участвовавший в открытии мощей святителя Иоанна Шанхайского: «Люди начали приходить к гробу владыки Иоанна, как к блаженной Ксении Петербургской, еще до прославления. Сначала они молились просто за владыку, а потом стали обращаться в молитве к нему самому, оставлять записки. И было очень много чудес. Я бы сказал, что почитание свт. Иоанна и его прославление шло снизу, от людей. Сравнительно скоро был поставлен вопрос о его канонизации, а в Сан-Франциско решено открывать мощи.

Наверно, большинство из нас никогда не открывали гробы. А я был еще молодой священник и, откровенно говоря, не большой поклонник покойников. Часов в 9 вечера мы во главе с епископом Антонием (Медведевым) спустились вниз в усыпальницу и начали служить панихиду. Гроб все время находился в бетонном саркофаге.


Гроб долгое время не могли открыть. Заржавел замок. Тогда архиепископ Антоний (Медведев), человек праведной
жизни, начал читать 50-ый покаянный псалом. После его прочтения крышка легко открылась


Более 25 лет ключ от крышки гроба хранил один иеромонах. Он подошел, торжественно вставил ключ, но крышка не открылась. Она проржавела и замок не работал. Тогда за дело взялся наш протодьякон - русский богатырь, он весил 170 кг - и попытался открыть крышку ломом. Но владыке Антонию не понравилось, что совершалось насилие - неблагоговейно силой вскрывать мощи. Он остановил отца протодьякона, перекрестился, закрыл глаза и начал читать 50 псалом, а потом взял крышку и легко ее открыл.

Мы увидели облачение свт. Иоанна. Первоначально оно было белое, но стало зеленым. Вероятно, покрылось плесенью. Мы дотронулись до облачения и оно рассыпалось в руках, потому что истлело.

Когда хоронят священника - его лицо покрывается богослужебным воздухом, которым обычно во время литургии покрывается Чаша и Дискос. Таким воздухом было покрыто и лицо святителя Иоанна. Владыка Антоний перекрестился и приподнял его. И я познакомился с владыкой Иоанном, впервые его увидел. Его лицо и все его тело полностью сохранилось, было нетленно - это были мощи.


Перед прославлением святителя Иоанна были открыты его мощи, обнаруженные нетленными

Владыка Антоний назначил меня фотографом. В 1993 году я фотографировал на пленку и она у меня в фотоаппарате кончилась. Я побежал домой, прихожу - свет везде горит, как на Пасху. Время было - полночь, матушка ждала меня. Я поднялся в квартиру и закричал: «Нетленны! Нетленны!» Схватил пленку и побежал обратно, а она стала звонить другим - сообщать нашу радость.

Когда я вернулся вниз, в усыпальницу принесли больного мальчика - сына священника нашей епархии. Владыка Антоний благословил, чтобы его принесли на руках, и мальчик исцелился. Сейчас этот парень совершенно здоров, на полметра меня выше, играет в регби. Для мощей владыки был заранее приготовлен деревянный гроб, мы переложили в него мощи, закрыли гроб и разошлись, славя Господа.

Спустя несколько месяцев, когда материалы к прославлению владыки уже были собраны, мы снова открывали мощи, для того чтобы омыть владыку и переоблачить. Мы переоблачили его в новые одежды и оставили в усыпальнице до 1994 года, когда в день кончины свт. Иоанна, было совершено его прославление.

В 1994 году, всего через 28 лет после смерти - уникально короткий срок во всей истории Православной Церкви - святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован – так очевидна была и при жизни его святость». 

Печать