• Главная
  • Новости
  • Доклад протоиерея Павла Вейнгольда на XXIX Съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии

Доклад протоиерея Павла Вейнгольда на XXIX Съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии

Ваше Высокопреосвященство, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Название моего сообщения «Белгородская епархия перед лицом глобальных угроз человечеству и человечности» свидетельствует о том, что все происходящее в мире в полной мере касается нашего попечения о спасении души всех живущих на просторах Святого Белогорья. Мы, по слову ап. Павла, ищем «не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Коринф., 10,33).

Переживаемое  время описывается теперь как «последние времена», говорят о «тени Апокалипсиса», «времени всадника на бледном коне» и прочее, прочее, прочее. Не берусь следовать логике «Откровения Иоанна Богослова» и обоснованным страхам, проникшим также и в православное богословское сообщество, но попытаюсь сколько-нибудь связанно описать происходящее, исходя из некоторых современных представлений о человеке, обществе и государстве. Забегая вперед, скажу, что большинство из них суть Антихристовы и возникли отнюдь не сегодня. Однако только сейчас получили свое вполне апокалиптическое воплощение. Поясню, что Антихрист у авторов тех или иных теорий это не апокалиптический зверь и не политическое страшилище – это, скорее, картина мира без Христа и Его жертвы. Где «анти», то есть - вместо Христа, действуют те или иные новации. Сатанинские новации.

С древних времен человеческий ум искал прибежища своему безбедному существованию где угодно, только не на грешной земле. Томазо Кампанелла размышлял о счастливом «городе Солнца» (1599), Томас Мор написал свою «Утопию» (1516), поселив на острове лучшую, «неиспорченную» часть человечества. Эти и другие повествования о лучшей жизни были вызваны разочарованием жизнью насущной. Другой Томас - Роберт Мальтус - стал широко известен с начала 19 в. как теоретик ограничения роста народонаселения из-за угрозы голода и снижения благосостояния. Основные идеи изложены им в труде «Очерки о законе народонаселения» (1798). Их наиболее человеконенавистнический аспект применялся и применяется на практике гитлеризма и других фашистских теорий, базирующихся на неомальтузианских представлениях. Однако, будучи то позитивными, сулящими счастье всему человечеству (коммунизм и социализм), то негативными и пропагандирующими превосходство одних народов и наций над другими (фашизм и расизм) – все эти доктрины были суть антихристовы.

Научный футуризм возник в СССР в 20-хх гг. прошлого столетия, его основатели Базаров и Кондратьев, теоретики 3-го Интернационала, сгинули в 30-х годах в лагерях. Рассуждал о ноосфере ак. В.И.Вернадский, имел свои представления о взаимодействии человеческого общества и природы К.Э. Циолковский.

Но особый взгляд на вещи стал присущ футурологом на рубеже 50-60 годов прошлого века. Особо на общем фоне выделяется так называемый «Римский клуб», который в 1968 году принял как руководство к действию доклад Аурелио Печчеи «Пределы роста». Доклад стал доступен относительно недавно, а вот практическим выводам из «пределов» мы все являемся ныне свидетелями. Главный пафос – сокращение народонаселения. Мы видим, что это осуществляется через разрушение семейных традиций, пропаганду сексуальной свободы и гомосексуальных отношений, ювенальную юстицию и многие другие факторы, влияющие на деторождение. Известна проблема «русского креста», подобная же ситуация возникла во многих странах Европы и Америки. Такого рода «клубов», куда входят представители так называемой «элиты» из разных стран теперь существует много – это и известные ныне масонские ложи, и различные «девятки», «двадцатки». Помимо государственных деятелей различных стран, там присутствуют и менее известные лидеры общественного мнения. Зачастую те, кого Трамп называл «глубинным правительством». Особое место занимает в ряду с Бейдельбергским клубом и Давосское совещание – существующий с 1971 года Всемирный экономический форум. Отметим, что если все вышеупомянутые организации придерживаются условий некоей тайны и конспирации, то последний действует открыто и откровенно. Чем они там занимаются? Начертанием будущих судеб мира. Чем они при этом руководствуются? Чтобы это понять, предлагаю вашему вниманию краткий обзор существующих ныне моделей государства и общества. Однако общей их характеристикой является то, что все они антихристовы. Эти модели могут сосуществовать как отдельно друг от друга, так и в совокупности. На деле видно, как это происходит на наших глазах. Православное же понимание государства состоит в следующем:

  1. Первое государство– протогосударство –возникло не в результате грехопадения, а фактически существовало еще в Раю как союз Бога и первой человеческой семьи.
  2. Власть в протогосударстве была основана на любви Божией и послушании человека в свободе сыновней любви. Границы свободы были также установлены властью для оберегания от зла.
  3. Первой землей, территорией протогосударства являлся прекрасный для жизни «райский сад», где Бог даровал Адаму власть над всем творением для определенной цели: он должен был расширить эту территорию Божиего государства в творческом возделывании его, «плодясь и размножаясь», стать сотворцом и наполнить его жизнью.
  4. Эти идеальные отношения Бога и человека в протогосударстве являются вечной парадигмой и для всякого земного государства и власти, которая также должна искать источник не в самой себе, а в Боге и основывать свое отношение к народу на любви, с помощью правового порядка оберегая людей от проявлений зла, создавая гражданам максимально благоприятные внешние условия жизни, уважая их свободу воли и ограничивая свободу греха, предоставляя равные возможности к богозаповеданному творческому «возделыванию» государства и пользованию дарованной «землей».

Высшей целью земного государства, определяющей его приоритеты, так же как и в протогосударстве, должно стать совершенство человека в Боге, спасение и приведение к Богу всего мира. Власть получает свое происхождение от власти Бога, но это не «ярлык на княжение» и не привилегия, а бремя высокой ответственности, состоящей в утверждении над природном хаосом Божественного порядка.

  1. В духовных истоках трагедии грехопадения, приведшего к расколу протогосударства и его исчезновению, заключены архетипы распада любого земного государства. «Первородный грех» земных властей случается всякий раз, когда они, подобно первым людям, хотят быть «как боги». Отделяясь от Бога, власть начинает искать опору в самой себе, но, естественно, не находя ее там, начинает бороться за себя, управляя окружающим миром не любовью и заботой, а, подобно падшему Адаму, «в поте лица», насильственно подчиняя мир себе.

В максимальном удалении от Бога власть осуществляется ради себя самой и превращается тогда в августиновскую «шайку разбойников», идея государства при этом дискредитируется и связывается только с насилием, а политика становится символом коварства. Говоря словами Екклесиаста, «бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8,9)

Памятуя об этих словах проповедника, мы не рассматриваем бытующие в народном сознании представления о власти над нами рептилоидов или пришельцев и получаем такие типы власти:

1. Ноократия как наследница демократии или «аристократия мудрых» когда власть находится у интеллектуальной элиты и осуществляется с помощью технологии и науки, «подталкивающей» человечество к прогрессу. Пресловутая «цифровизация»- строчка из этой песни...

2. Власть информированного меньшинства – эффективное использование информации, недоступной основной массе населения. Медиамагнаты и владельцы социальных сетей – Цукерберг, Гейтс и др. «Цветные революции» посредством соц. сетей обрушили многие государства на Востоке. Подобрались они и к постсоветскому пространству.

3. Одна страна на всю планету, когда для объединения человечества в одно государство достаточно одной общей для всех проблемы. Попытки такую проблему «создать» не оставлены со времен Вавилонского столпотворения до сих пор.

4. Автономные города-государства, поскольку реально мир стремится к децентрализации, распаду, а не к глобализации из-за локальности энергетического потенциала. Где нет потенциала – там нет жизни. Примером может в РФ служить Москва. Не про такие ли города сказано: «Горе тебе, Хоразине! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф.11,21)

5. Демархия – демократия по лотерее. То есть людей во власть будут случайно избирать и править будут не проф. политики. Это снизит риск коррупции и политического давления. Подобные примеры есть и у нас уже.

6. Геронтократия как сосредоточение власти у тех, кто вместе с возрастом накопил и деньги, и влияние. Интересно, что вдохновителем многих «клубных проектов» был Дэвид Рокфеллер, умерший в этом году с восьмым пересаженным сердцем в груди на 102 году жизни.

7. Автократия искусственного интеллекта. Сам суперкомпьютер устанавливает порядок и сам им управляет. За пандемию значительно возросло количество камер и систем наблюдения, без участия людей определяющих их общественное положение. Примеры – Китай, Москва.

8. Государство – корпорация. Здесь все политические и экономические процессы регулируются с точки зрения пользы производящей корпорации. Или союза корпораций.

9. Государство на выбор – то есть каждый человек сам выбирает, к какому именно государству он принадлежит. К тому, где его все устраивает – географически он здесь, а на самом деле в Африке. Но чаще наоборот – он здесь, но живет по-африкански. Пример – мигранты в Европе. Там происходит крушение традиций, образа жизни и мировосприятия, традиционных для европейской цивилизации. Если пришельцы противятся ассимиляции при верховенстве существующей пока традиции, то вместо Нотр-Дам-де-Пари будем иметь «Мечеть Парижской Богоматери». Это возможно и в Берлине, и в Белгороде – везде, где осуществляется принцип «государства на выбор». Запретить перемещение людей невозможно, насильно ассимилировать тоже. Остается уважать начала и принципы друг друга и жить вместе при господстве традиционных ценностей и образа жизни.

Мы видим, что во всех этих моделях, кроме православной, человек присутствует, однако образ Божий в нем сознательно игнорируется. Это человек потребляющий. И существование мира зиждется на производстве и потреблении товаров и услуг, возрастает борьба за рынки сбыта и новые источники сырья. Между тем, пределы роста обозначены и решение проблемы потребления состоит в сокращении народонаселения. Отсюда всплеск интереса к социал-дарвинизму, неомальтузианству. Возникает понятие «золотого миллиарда», пестуются идеи трансгуманизма. Человек рассматривается всего лишь как природный механизм, важно обеспечить его эффективное функционирование. Детство, старость – время, отнятое от продуктивного существования. Живому человеку - с его эмоциями, свободой, правдой, доброй волей, любовью - не оставлено места. С точки зрения цифровой цивилизации все, входящее в понятие «человечность», не имеет смысла. Пока основным препятствием к осуществлению планов по расчеловечиванию является существенная ее энергозатратность. К 2025 году потребности цифровизации превысят 30 процентов от мирового производства электроэнергии. Самым малозатратным по энергоресурсам элементом цифровой экономики является сам человек с его неограниченными мыслительными способностями и сравнительно малым потреблением энергии. Но это должен быть новый человек, необремененный образом Божиим. Поэтому существующие модели государства и власти с необходимостью приходят к разделению на «служебных людей» и правящую элиту. Отсюда ограничения в образовании, медицинской помощи, социальных перспектив для одних и безграничное владение  - по какому праву? – остального меньшинства благами, которыми равно наделил всех Господь. Мы не судим, не упрекаем, но призываем к лучшему, имея ввиду слова ап. Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор.9,22).

К сожалению, многие подумают, что опять идет речь о конспирологии, теории заговора. Например, 31.10 в московской гостинице «Салют» состоялся съезд православных мирян, «не согласных играть роль безгласных статистов в глобальных аферах, устроенных мировой олигархией и их агентурой в органах власти большинства стран мира, подмявшей под себя и церковную бюрократию» (коммюнике съезда). По этому поводу было принято обращение к Архиерейскому собору РПЦ. Как видно, участники съезда всецело находятся в плену прежних «заговорческих» представлений и полагают, что воззваниями к той же «церковной бюрократии» можно изменить ситуацию. Надо понимать, что выступать надо не против заговорщиков и отдельных предателей, а против мирового порядка – мира, который «во зле лежит» (1 Ин.5,19) и желает оправдаться.

О каком заговоре и конспирологии можно говорить, когда антихристовы слуги действуют открыто и не скрываются? Христа они пытаются подменить чем угодно – «звенящими кедрами», созерцателем Брацо, языческими «родовыми поселениями», мормонами, каббалой или саентологией!

В обществе назрел вопрос – когда мы сможем вернуться к нормальной, или, по крайней мере, обычной жизни? Антихристовы властители говорят нам – никогда! В июле сего года увидела свет книга Клауса Шваба (организатор Давосского форума) и его соавтора Тьерри Малере. Лозунги из этой книги «Ковид19: великая перезагрузка» фигурируют в речах президента Байдена, канадского премьера Трюдо, принца Чарльза. Речь в ней идет о четвертой промышленной революции, вирус оказался кстати. Надо лишь ответить на вопросы – как быстро мы сможем осуществить перемены в стиле жизни? Как решить проблему рассинхронизации между двумя группами населения (теми, кто принимает решения и общественностью)? Делается определенный вывод: сопротивление новому порядку следует подавлять! В числе сопротивляющихся авторы видят и представителей религий.

Но ведь начиналось все на наших глазах, помните, книгу Горбачева «Перестройка: новое мышление для нас и всего мира» (1988), пропаганда «Эры Водолея» (Лужков ярый представитель), изъятие из Конституции объединенной Европы слов о христианской цивилизации (конец 90-х, начало 2000-х). «Новое» сопровождалось попытками вызвать панику – СПИД, в 2009 – свиной грипп (тогда болело 1.4 млрд людей, т.е. в 25 раз больше чем сейчас, умерло 575 тыс.). Однако мир не стал тогда «перезапускаться». Пандемия вызвала рост психических заболеваний, суицидов, злоупотребление наркотиками, увеличилась раздача бесплатной еды и крайняя бедность населения, безработица, нековидные заболевания, кражи, убийства и другие преступления. Сократилась продолжительность жизни. Норвежский политолог Пол Сейган считает, что доктрина Шваба в этих условиях означает возрождение фашизма в новом виде – в виде неограниченной диктатуры финансового капитала. Правительство и народы окажутся в прошлом, все будут решать никому не подотчетные группы экспертов, за которыми стоят глобальные корпорации. Возникают новые глобальные монстры – информационное лобби и медицинские корпорации. ВПК сегодня в разы беднее и слабее их. Потому что страх перед чужаками, опасностью войны слабее, чем страх за здоровье. Есть ли у нас проводники этих идей? Конечно, и вы знаете их имена.

Удивительно, что насущная проблема самого существования христианской цивилизации и выживания десятков и сотен миллионов людей, верующих во Христа Спасителя за все время пандемии ни разу не поднималась ни одним из лидеров мирового Православия. Мы стали свидетелями удручающего  разлада, поразившего его на фоне событий, связанных с распространением морового поветрия.

Если обратиться к хроникам «коронавируса», то мы увидим, что в тренде богословствования в эпоху болезни стали «масочный режим», «социальная дистанция», «меры дезинфекции» и «самоизоляция». Совершенно невостребованным оказался опыт Русской Православной Церкви, обретенный ею в годы эпидемий, бывших в прошлые века. И речь здесь не только о мерах санитарно-гигиенических, но и о пастырском попечении о пасомых в условиях кризиса.

В январе стали возникать вопросы относительно проведения публичных богослужений, а уже к концу февраля в Азии и Европе стали активно с ними бороться.

09.03 синод Элладской архиепископии постановил, что вирус не передается через Причастие и напомнил, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин.4,18)

11.03 опубликовано Заявление Священного синода РПЦ МП, где в частности говорилось: «мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия, не поддаваться панике и страхам». Одновременно отмечалась также недопустимость «легкомыслия и пренебрежения профилактикой и средствами дезинфекции, необходимо применять одноразовые стаканчики для запивки»

11.03 В Словакии готовы инициировать санкции против ПЦ Чешских земель если не будут соблюдать меры безопасности (всего заразилось к этому дню 7 человек). Впервые от государства запрещены общественные богослужения в Словакии.

12.03 до конца марта отменены службы в Киеве, карантин.

13.03 все храмы Рима закрыты до 03.04.

13.03 по распоряжению властей Молдовы службы будут совершаться без прихожан. 

Как видите, тревожность нарастает как снежный ком. Тем не менее, благодаря Бога, богослужение и духовная жизнь в Белгородской митрополии совершается своим чередом.

19.03 в Белгородской митрополии проходит большая пресс-конференция, на которой в частности, говорится о необходимости помогать друг другу и всем нуждающимся и преодолевать страхи и намечающееся отчуждение в совместном обращении к Богу в молитве. Кроме того, владыка особо подчеркнул, что ничего в богослужении мы не меняем, только особо будем соблюдать требования санитарии и гигиены. С 19.03 во всех храмах Белгородской митрополии будет совершаться ежедневный пятикратный церковный благовест. Это начинание было подхвачено сначала в Киеве, а позднее в некоторых епархиях РПЦ. 24.03 совершается воздушный крестный ход по границам Белгородской области с мощами св. Харлампия и другими святынями. В апреле–мае подобные облеты и объезды совершались в некоторых других епархиях РПЦ. С 25.03 в митрополии открыта горячая линия с многоканальным телефоном, куда может позвонить любой нуждающийся в помощи и получении духовной поддержки и разрешения недоумений. Справедливо было бы отметить, что во время общественных богослужений владыка Иоанн постоянно говорит о необходимости беречь здоровье и строго соблюдать все требования священноначалия, но при этом неукоснительно следовать христианскому долгу и молиться за себя и своих близких. Отсутствует жесткая регламентация приходской жизни – все совершается с соблюдением предосторожностей, но без ущерба духовным потребностям прихожан. В период с 30.03 по 04.04 согласно циркулярному требованию МП службы совершаются без прихожан. 04.04 воскресная всенощная совершается вместе с народом. И далее службы проходят обычно или на открытом воздухе с соблюдением всех правил. У нас в области не было какого-либо противостояния между духовной и светской властью по вопросам народосбережения. Тогда как в других регионах намечались конфликты – например, в Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре и др.

Также впервые в РПЦ 15.07 на Троицкой площади перед митрополией прошел праздник награждения волонтеров, участвовавших в борьбе с ковидом.

Особо следует отметить, что до конца августа в Белгородской области сохранялась относительно стабильная и спокойная эпидемиологическая обстановка и заболевших было немного. Несомненно, это стало возможно потому, что совершались регулярные богослужения, возносились особые молитвы о прекращении морового поветрия, была благословлена молитва по соглашению. Много значили и усилия, предпринимаемые митрополией для преодоления страха и панических слухов среди прихожан, что позволило сохранить основную часть приходов без потерь, помочь людям в преодолении болезни. Возросла активность прихожан в помощи престарелым и одиноким.

Вот так, неспешно и рассудительно, без страха, паники и суеты духовенство Белгородской епархии совершало и совершает свои повседневные труды во славу Божию, не боясь «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10,28) и внося немалую лепту в борьбу против глобальных угроз человечеству и человечности. Да будут здравы ее архипастырь и пастыри вместе с пасомыми на многая и благая лета.

Конец и Богу слава!

Печать

Вопрос настоятелю

Здравствуйте, Батюшка подскажите пожалуйста по одному вопросу, в Евангелие написано, что отцом можно только называть Отца Небесного тог...
Здравствуйте, Батюшка подскажите пожалуйста 14 числа на праздник Обрезание Господне будет две службы или одна с утра?

Фотогалерея

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХОРЕОГРАФИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХОРЕОГРАФИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ

Обучение основам хореографии. На этих занятиях дети учатся ощущать свое тело, управлять им, давать ему равномерную нагрузку и расслаблять нужные группы мышц.

Шахматное

Шахматное "Поле Чудес". Фоторепортаж.

Поздравляем с победой!

Поздравляем с победой!

14 апреля 2016 года в концертном зале ДК «Космос» прошел зональный хоровой конкурс имени С.Дегтярева  и Г.Ломакина

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень»

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень»

15 февраля, в праздник Сретения Господня, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Смоленском соборе города Белгорода.

Жители и священнослужители Святого Белогорья вознесли соборную молитву

Жители и священнослужители Святого Белогорья вознесли соборную молитву

15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, духовенство Белгородской митрополии в семнадцатый раз собралось для совместного богослужения в самом большом храме митрополии - Спасо-Преображенском соборе Губкина.

Святое Белогорье отметило третью годовщину обретения мощей священномученика Никодима (Кононова)

Святое Белогорье отметило третью годовщину обретения мощей священномученика Никодима (Кононова)

Торжества по этому случаю прошли 2 ноября в Свято-Троицком храме здания Белгородской митрополии, на месте обретения святых мощей. 

Белгород отметил престольный праздник одного из старейших храмов

Белгород отметил престольный праздник одного из старейших храмов

В этот день, ровно 312 лет назад над над вратами крепостной стены Белгорода просияла чудотворная икона Божией Матери "Смоленская". И именно для этой иконы в 1743 году был воздвигнут Смоленский собор, который отмечает 270-летие.

СМОЛЕНСКИЙ СОБОР
308600, г. Белгород 
Гражданский проспект, 50 
тел.: +7 (4722) 277-654, 257-330
email: smsobor@mail.ru