Религиозное осмысление террора как глобальной проблемы современного мира
Религиозное осмысление террора как глобальной проблемы современного мира
"Ну разумеется, народу не нужна война ... Но, в конце концов, политику определяют лидеры страны, а втянуть народ - дело нехитрое, демократия ли это, парламентская республика, фашистская или коммунистическая диктатура ... С голосованием или без него, народ всегда можно заставить делать то, что нужно лидерам. Это просто. Все, что нужно сделать - это сказать людям, что на них напали и обличить пацифистов в отсутствии патриотизма и в том, что они подвергают страну опасности." — Герман Геринг, речь на Нюрнбергском процессе.
Что такое террор? – подавление, вплоть до физического уничтожения всех тех, кто неугоден по тем или иным соображениям группе единомышленных людей, способ воспроизводства и существования тоталитарного режима. Посягательство на свободу и достоинство личности - то есть на то, что призвана отстаивать современная мировая политика.
Террор есть принесение в жертву ради каких-то идеалов тех, кто им не соответствует или противится. Все это есть проявление стремления к власти, первенству, доминированию. Последнее средство, когда ни сил, ни разума для убеждения уже не осталось. Религиозных оснований для такого действия нет абсолютно никаких – догматы никакой из существующих религий не научают убивать себе подобных, ради чего бы то ни было. Наоборот, жертвоприношения, кровь и насильственная смерть появились с первых шагов изгнанного из рая человека именно как результат новых, утративших близость и доверительность, отношений Бога и человека.
Господь повелевает верующим людям творить добро, совершенствовать любовь, умножать милосердие и мир. Террор же является полным антагонизмом вере, он ставит своей целью беспощадность, насилие, убийство и страдания людей. Экстремизм не совместим с традициями ни одной из мировых религий, которые в основание своих вероучений кладут идеи любви и добра. Но если вести речь о так называемых «нетрадиционных религиях», то вот тут места для экстремизма много! Связано это не с проявлением Божьей воли, а, наоборот, с извращениями ее волей человеческой, связанной с неверным толкованием текстов Священного Писания, имеющихся на руках у последователей тех или иных религиозных течений или прямым их переиначиванием. Таким образом, терроризм не связан с религией, с ее основополагающими идеями, о которых простые люди бывают мало осведомлены и потому очень опасно, когда очевидную границу между добром и злом переходят, в общем-то, наивные люди, становясь игрушкой в руках расчетливых и жестоких преступников. Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими мотивами, в том числе и религиозными. Возникает там, где нет других идей, кроме идей превосходства и главенства собственной исключительности. Поскольку в России нет официальной идеологии, то мы получили множество неофициальных – от либерализма до фашизма, которые пока еще легко сопутствуют друг другу, не дойдя до открытого террора. Между тем, идеология - это не просто набор неких идей и взглядов, это жесткая система. На основании идеологии развивается мировоззрение, ставятся жизненные цели, непременно высокие и благородные – как то: служение народу и Отечеству, верность традициям собственной семьи и общества в целом, преемственность поколений и, самое главное, признание высочайшей ценности человеческой жизни. В этом смысле для России православие или ислам, например, есть не просто религия, но способ жизни, который возвышается над предрассудками национальной и расовой принадлежности, позволяет сосуществовать мирно и плодотворно трудиться вместе на благо своей страны множеству разноликих людей, о чем свидетельствует не только история Российской империи, но и советское время. Недостаточно только учить ОПК или историю мировых религий, надо жить иначе. Не учим жить иначе, на этом начинают спекулировать, становясь «религиозными»: не хотим вашего разврата, хотим шариата, даешь имарат Кавказ! Вот и весь сказ!
Настоятель Смоленского собора прот.Павел