Вознесение Господне

Дата публикации: . Категория: Новости.

Вознесение Господне великое событие. Своим Вознесением Господь открыл каждому человеку путь по всеобщем Воскресении также взойти в высшую, Божественную обитель. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32)», — сказал Спаситель. На глазах многих учеников Он поднялся над землей и, прощаясь с ними до времени, обещал послать Утешителя — Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. «Сказав сие. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон...» (Деян. 1:9-12).

 Вознесе́ние Госпо́дне (Вознесение) — (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου; лат. ascensio) — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́ (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου καὶ Θεού καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ), который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг. Как изъясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо́жение  (греч. θεοποιεῖσθαι) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.

Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого

 Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
(Деян. 1:9-11) 
О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53).

Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти (Ин. 6:62).

Вознесе́ньев день (Вознесение) — день в народном календаре у славян посвящённый памяти Вознесения Господня. Считалось что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны и переход к лету; с этого дня начинали провожать весну. Последнее же весеннее воскресенье именовалось «проводами весны».

Крестьяне верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». Праздник завершал период растворения границ, единение миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесения грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками: «С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём.

В эти сорок дней запрещается плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих». Повсеместно на Руси полагается с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям.

По русскому преданию, «благочестивым людям, доживающим последний год жизни, дано от Бога даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные, становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в колокол к «Достойно» (молитва), так и поднимается-возносится Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли. Немногим дано видеть все эти чудеса, но есть и такие люди на свете».

В этот день стряпали особые блины: «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки» — которые пекли «Христу на дорожку». По поверьям деревень, Спас — сын Божий, от Воскресенья (Велик-дня) до Вознесенья Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не ноская, надобна ей перенóва. Пеклись поминальные хлебцы-лесенки из ржаного теста, которые могли помочь душам предков поскорее вознестись на небо; красились яйца. Печенье в виде лесенок дети несли в поле, чтобы выше к небу тянулись рожь и лён, или на кладбище — поминали умерших. Есть поверье, что, если вынести такие лесенки на ниву-полосу да поставить по одной на каждом углу загона, — так и рожь пойдёт расти быстрее и вырастет выше роста человеческого. Только, по убеждению старых людей, надо всё это делать с молитвою тайною да с опаскою от глаза лихого, с оглядкой от человека недоброго-завидущего, а то не выйдет никакого толку.

Во многих сёлах Воронежской области на Вознесение пекли лесенки — «штоб Гасподу легше была ат нас ухадить». Лесенки отдавали детворе кушать. «Вознесение праздновали, ходили на кладбищу к своим. Прощались, потому что Боженька ушёл от нас, он с Пасхи до Троицы путешествовал, а на Вознесение он уже от нас ушёл. На кладбище носили кулич, положуть на крест».

В Вологодской области для того, «чтобы Христу легче было подниматься на небеса», в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки»: «Преснушки пекли. И говорили, што Господь вот по этем по щипенькам полезёт наверхь. Защипеньки такие кругом». Готовили мясные блюда, пекли пироги, приглашали гостей.

Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причём гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем.

Согласно приметам, в канун Вознесения, соловьи поют громче и звонче, чем во всё остальное время. По иным местностям эта ночь так и слывёт в народе «соловьиную». Грешно, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, соловья — птицу певчую – в это время подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чём тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом сил небесных все обиды земные. Цветы духовитые на Вознесение благоухают самыми пахучими ароматами. Вся земля крещёная насыщается в святой день Вознесения Светом Правды райскими благоуханиями несказанными-нездешними, — словно с отверзающихся полей небесных струится в это время на оплодотворенную майскими дождями грудь земную всякое благорастворение. Утром на Вознесенье покрывается Мать-Сыра-Земля росой обильною. Эта «вознесенская» роса наделяется, по словам суеверной деревни, целебною силой великою. Потому-то и собирают её опытные лекарки-знахарки с цветов на лугах поемных. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему дать, — всякое лихо как рукой сымет!» — гласит знающая всякие слова простонародная мудрость.

В некоторых губерниях, в средней полосе Российской империи, на Вознесение — водили колосок (вид хоровода) по деревням и сёлам. «Колосовождение» совершалось по особому порядку. Раным-рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь — девки, бабы-молодки и парни с новожёнами; вместе с восходом солнца, взявшись по-двое за руки, шли к околице. Здесь все становились в два ряда, лицом к лицу, и опять-таки брали друг друга за руки. Таким образом получался живой мост, вытягивавшийся в узкую ленту, пестревшую цветами праздничных нарядов. По этому мосту соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, украшенным разноцветными лентами с цветочными перевязями. Пройдёт по рукам одной пары девочка, — забегает живое звено моста вперёд и опять становится в очередь. Так и доходило всё шествие до самого озимого поля. В это время девушки припевали: «Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!».

В Гомельской губернии к Вознесению был приурочен обряд «похорон (вождения) стрелы». Во многих местах совершается поселянами крещение кукушек в третье, иногда в пятое, шестое или седьмое воскресенье по Пасхе, а более в день Жён-мироносиц (через четырнадцать дней после Пасхи в воскресенье). В Таловском районе Воронежской области обычаи праздника включают в себя элементы «троицкой» обрядности: кумление, завивание венков.

Во многих деревнях соблюдались обряды «заклинания жита»: крестьянки шли в поле, каждая вставала у своей нивы, кланялась на четыре стороны света и бросала печенье-лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла также высоко». После чего лесенка съедалась. Иногда вверх летели домашние ложки и яйца с теми же приговорками. Могли добавляться просьбы о высоком льне.

Вознесение Господне: иконы, фрески, мозаики

Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.
 
Вознесение Господне. Фреска

Вознесение Господне. Фреска

 

Вознесение Господне. Фрагмент. Фреска

Вознесение Господне. Фрагмент. Фреска

 

Вознесение Господне. Икона. Третьяковская галерея

Вознесение Господне. Икона. Третьяковская галерея

 

Вознесение Господне. Икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Вознесение Господне. Икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

 

Вознесение Господне. Миниатюра. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

Вознесение Господне. Миниатюра. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

 

Вознесение Господне. Миниатюра. VI в. Кодекс Раввулы

Вознесение Господне. Миниатюра. VI в. Кодекс Раввулы

 

Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция

Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция

 

Вознесение Господне. Икона. Сер. XV в. Тверь

Вознесение Господне. Икона. Сер. XV в. Тверь

 

Вознесение Господне. Мозаика. Италия

Вознесение Господне. Мозаика. Италия

 

Вознесение Господне. Икона. XVI в. Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия

Вознесение Господне. Икона. XVI в. Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия

 

Вознесение Господне. Икона. XV в. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Вознесение Господне. Икона. XV в. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

 

Вознесение Господне. Чеканка. XI в. Тбилиси, Грузия

Вознесение Господне. Чеканка. XI в. Тбилиси, Грузия

 

Вознесение Господне. Икона. Византия

Вознесение Господне. Икона. Византия

 

Вознесение Господне. Мозаика. XII в. Собор святого Марка. Венеция, Италия

Вознесение Господне. Мозаика. XII в. Собор святого Марка. Венеция, Италия

 

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия

 

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия

Вознесение Господне. Фрагмент. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка. Венеция, Италия

 

Вознесение Господне. Фреска. XIV в. Церковь св. Георгия, Убиси, Грузия

Вознесение Господне. Фреска. XIV в. Церковь св. Георгия, Убиси, Грузия

 

Вознесение Господне. Фреска. XI в. Византия

Вознесение Господне. Фреска. XI в. Византия

 

Сретение, Воскресение Христово, Вознесение. Икона. XII в. Монастырь святой Екатерины на Синае

Сретение, Воскресение Христово, Вознесение. Икона. XII в. Монастырь святой Екатерины на Синае

 

Вознесение Господне. Фрагмент. Фреска. XIV в.

Вознесение Господне. Фрагмент. Фреска. XIV в.

 

Вознесение Господне. Фреска. XII в. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков

Вознесение Господне. Фреска. XII в. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Псков

 

Источник: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вознесение_Господне

http://www.pravoslavie.ru/103799.html

 

Печать