Торжество Православия: история и смысл праздника

Дата публикации: . Категория: Новости.

История праздника и чин Торжества Православия

Празднование Торжества Православия было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, возникшая в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

В 843 году Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Вот как один из византийских летописцев описал это событие.

«Царица предложила святейшему патриарху Мефодию собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого поста. Когда бесчисленное множество народа собралось, пришел и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом. Соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами, честным крестом и Святым Евангелием и пошли с литией до ворот дворца. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания «Господи, помилуй» возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной Литургии с великой радостью». 


Царица Греческая Феодора со свитой. Мозаика, VI в.; Базилика Сан-Витале в г. Равенна, Италия

Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием, митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне.

Таким образом были восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Они одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения.

Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В XII и XIV веках служба, совершаемая в этот день, была значительно дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы Христианства.

Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

В России чин Православия введен в XIV веке. Он совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Личное Торжество

Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.

Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту (и которой, к сожалению, не всем хватает на весь пост) – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия.

Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.

В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подитог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу, на покаянный канон Андрея Критского… И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник.

Взаимосвязь ведущая ко Христу

Мы помним, что праздником Торжества Православия завершается первая и одна из самых строгих седмиц Великого поста. Это не случайно, так как и в целом христианская жизнь приводит человека к радости.

Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия.

Ну и, конечно, стоит помнить о том, что все седмицы и недели Великого поста имеют между собой определенную взаимосвязь. Весь пост определенным образом драматически выстроен. В нем есть своя фабула, которая постоянно развивается. Каждый проповедник может по-своему раскрыть логику Великого поста, но, однозначно, что она есть. Это логика заключается в духовном восхождении человека навстречу Светлой Пасхе, навстречу Самому Воскресшему Христу.

Печать