Что такое Пассия?

Па́ссия – (лат. «страдание») – неуставное богослужебное последование, последование которого сосредоточено на Страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.

Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа, по две главы каждого Евангелия: на первой – (Мф.26Мф.27), на второй – (Мк.14Мк.15), на третьей – (Лк.22Лк.23), на четвертой – (Ин.18Ин.19). По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.

Говорят, пассия — католическое богослужение. Разве его могут совершать православные?

Действительно, некое подобие пассии есть в Западной Церкви (знаменитые Страсти по Матфею/Иоанну/Марку/Луке). Но ничего общего в богослужебном смысле между «страстями» и православной пассией нет. Пассия полностью составлена из песнопений, акафиста Страстям Христовым и Евангелия, которые есть в обиходе Русской Православной Церкви. Все эти элементы вписаны в вечернее богослужение, которое положено по уставу. Католической остается сама идея специального поклонения Страстям, отделенного от событий Страстной седмицы. Но вместе с тем в православном богослужении сам мотив поклонения Кресту и Страстям Христовым также присутствует.

Да, но в самом уставе ничего про пассию не сказано?

Действительно, в уставе (под которым понимают книгу Типикон) нет никаких указаний о пассии. Но только потому, что она — самое позднее богослужение, чин которого впервые напечатали в XVIII веке в Киево-Печерской лавре. А действующий устав (Иерусалимский) принят Русской Церковью в редакции 1695 года.

Какие молитвы входят в пассию?

Чтобы упорядочить чин пассии, который до этого служился в разных регионах Русской Церкви по-разному, Священный Синод издал две официальные схемы совершения пассии — с акафистом и без него.

Для чего нужна пассия?

Во-первых, она позволяет присутствовать на великопостном богослужении тем, кто не может сделать этого в будни. Во-вторых, это богослужение дает возможность подробно познакомиться с библейским повествованием о нашем Искуплении. В связи с этим в документе, принятом Синодом Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года, также сказано: “...пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений”.

Действительно, один из важнейших элементов Пассии — проповедь. В советское время она превратила пассию в миссионерское богослужение. Проповедь становилась самостоятельной и центральной его частью. Например, знаменитого московского проповедника протоиерея Всеволода Шпиллера (1902-1984) Великим постом собиралась послушать столичная интеллигенция. Профессора и музыканты обсуждали его проповеди. Их особенностью были продолжительность и разнообразие тем — в советское время на обычной службе такое было недопустимо. Эти проповеди, по словам самого о.Всеволода, были изложением «современного христианского православного жизнепонимания». Проповеди превращались в беседы, которые можно было сравнить и с древними святоотеческими образцами, по их образности и поэтичности, и с богословскими лекциями, по их насыщенности философской и богословской проблематикой, терминологией и современности. Беседы о. Всеволода во время пассий стали заметным явлением церковной и культурной жизни Москвы того времени (Прот. В. Шпиллер «Слово Крестное. Беседы, прочитанные во время пассий»). Сейчас этот жанр перестал иметь определяющее значение для пассии, но помогает понять и проникнуться Страстными Евангельскими отрывками, которые читаются на этом богослужении. 

 

Печать

Вопрос настоятелю

Здравствуйте Батюшка, подскажите пожалуйста в Великую Среду в какой час начало чтение правила ко Причастию? Спасибо за внимание!
Здравствуйте Батюшка, подскажите пожалуйста, будет ли в мае соборование? Спасибо за внимание!

Фотогалерея

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХОРЕОГРАФИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХОРЕОГРАФИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ

Обучение основам хореографии. На этих занятиях дети учатся ощущать свое тело, управлять им, давать ему равномерную нагрузку и расслаблять нужные группы мышц.

Шахматное

Шахматное "Поле Чудес". Фоторепортаж.

Поздравляем с победой!

Поздравляем с победой!

14 апреля 2016 года в концертном зале ДК «Космос» прошел зональный хоровой конкурс имени С.Дегтярева  и Г.Ломакина

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень»

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень»

15 февраля, в праздник Сретения Господня, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Смоленском соборе города Белгорода.

Жители и священнослужители Святого Белогорья вознесли соборную молитву

Жители и священнослужители Святого Белогорья вознесли соборную молитву

15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, духовенство Белгородской митрополии в семнадцатый раз собралось для совместного богослужения в самом большом храме митрополии - Спасо-Преображенском соборе Губкина.

Святое Белогорье отметило третью годовщину обретения мощей священномученика Никодима (Кононова)

Святое Белогорье отметило третью годовщину обретения мощей священномученика Никодима (Кононова)

Торжества по этому случаю прошли 2 ноября в Свято-Троицком храме здания Белгородской митрополии, на месте обретения святых мощей. 

Белгород отметил престольный праздник одного из старейших храмов

Белгород отметил престольный праздник одного из старейших храмов

В этот день, ровно 312 лет назад над над вратами крепостной стены Белгорода просияла чудотворная икона Божией Матери "Смоленская". И именно для этой иконы в 1743 году был воздвигнут Смоленский собор, который отмечает 270-летие.

СМОЛЕНСКИЙ СОБОР
308600, г. Белгород 
Гражданский проспект, 50 
тел.: +7 (4722) 277-654, 257-330
email: smsobor@mail.ru