Воспоминания выпускницы Воскресной школы Инны Мазиной

Дата публикации: . Категория: Воскресная школа.

IMG 2878
IMG 2884
RYx12jVCkz8
U3KXljMalnM
rz65RBUcKm8

Недавно одной из выпускниц Воскресной школы - Инне Мазиной - довелось дать интервью о ее обучении в Воскресной школе при Смоленском соборе. В этой статье мы приведем ее слова в виде текста- воспоминаний о том периоде ее жизни.

Меня зовут Инна, мне 22 полных года. Я родилась в Белгороде. Это небольшой город на окраине нашей страны. Я выросла в неполной семье, но сейчас, к счастью, это изменилось. Недавно я начала свою карьеру в качестве финансового менеджера в event-агентстве, которое занимается культурным фандрайзингом и организацией мероприятий для крупных брендов. Летом 2016 года окончила бакалавриат в ПСТГУ по направлению «Экономика». Параллельно продолжаю обучение в магистратуре по этой специальности. Моя семья – это мои родители, бабушки с дедушками, братья и сестры, крестные родители. Своей семьей также считают близких друзей, с которыми мы вместе много лет. Конечно, детей нет, я же сама еще совсем ребенок.
Я пришла в Воскресную школу, когда училась примерно во 2 классе общеобразовательной школы. Так сложилось, что я обучалась на дому до 5 класса, и Воскресная школа была единственным «кружком», который я могла посещать. Сначала меня водила туда бабушка, пока я не подросла. В силу возраста, наверное, это было решение моей семьи, а именно мамы и дедушки. Дедушка много лет общался с настоятелем храма (он же – директор Воскресной школы).
Первый день был чудесным. Дедушка привез меня на территорию храма и долго беседовал с настоятелем, а я осматривалась – храм, лавочки, деревья… Это была весна. Да, меня взяли в школу под конец учебного года. Затем нам показали здание школы. Скорее не мне, а дедушке. Для меня все было новое и неизвестное. В тот момент не было занятий, поэтому школа была пуста. К слову, с течением времени, школа пустовала все реже.
Снаружи здание школы ярко-голубого цвета, как и храм. Внутри – сочетание белого мрамора, светло- салатовой плитки и легких воздушных занавесок.
Самое красивое в здании – это холодные мраморные перила лестниц и такие же лавочки на втором этаже. Довольно величественно и даже слишком торжественно для детей.
Школа является отдельным зданием на территории храма. Внутри уже много раз был сделан ремонт, но кардинальных изменений никогда не было. Все-таки, в православной среде мебель и остальное имущество служат дольше. Сейчас вместо центральной лавочки в коридоре на первом этаже сделали шкаф со стеклянными полочками, где стоят награды коллектива (кубки, статуэтки, дипломы). Потому что стен для них перестало хватать еще во время моего обучения.
Спустя несколько лет у нашей школы появилась дача, на которой мы могли бывать летом. Мы просто там жили и помогали по хозяйству. В юности наши родители ездили «на картошку», а теперь каждую осень отправлялись со своими детьми собирать яблоки на дачу Воскресной школы. Этим яблокам не было конца!
Самый важный педагог – это бессменный руководитель хоровой студии (Воскресная школа является филиалом музыкальной, поэтому мы все получили диплом окончании музыкальной школы). Она до сих пор руководит хорами нашей школы (их уже много, делятся по возрастам). Совсем недавно, 25 октября 2016 года наша студия (а вместе с ней, и школа) отметила свое 15-летие. Мы, выпускники прошлых лет, даже умудрились приготовить выступление, хотя петь на постоянной основе уже многие перестали (нам уже по 22-25 лет, многие замужем и с детьми). К слову, две девушки стали профессиональными певицами и довольно известны в культурной среде нашего города. Их выступления можно услышать в ресторанах и на торжествах. Я, в свою очередь, пару лет пела в нашем Университете, в факультетском хоре. Так что этот навык в жизни пригодился.
Раньше делились на 2 хора: младший и старший. Я очень долго была в младшем.
Из предметов у нас были: Закон Божий (программа Воскресной школы); сольфеджио, история музыкальной литературы, фортепиано. И, конечно же, хор! На всю жизнь запомню наши многочасовые репетиции… Преподаватели менялись, но не очень часто. А, еще был вокал, но я обычно его прогуливала.
Еще нас учили читать Апостол, и мы потом делали это на богослужениях в храме. Но это не было отдельным предметом. И да, это очень страшно!
Естественно, мы пели на всех воскресных службах, иногда на Венчаниях. И на всенощных службах на Рождество и Пасху.
Я обучалась в Воскресной школе до поступления в Университет (т.к. он в Москве). Получается, полных 9 лет. В последний год, когда я готовилась к поступлению, то уже не участвовала в концертной деятельности. Я только пела на службах и была редактором храмовой газеты, это было моим послушанием. А дипломы об окончании школ (Воскресной и музыкальной) я получила, когда окончила 9 класс в обычной школе. У меня в тот год было 3 выпускных вечера подряд!
В нашей школе дипломы не являются целью, многие оставались в стенах школы еще на несколько лет, как и я, но уже в другом качестве. Ребята начинали вести уроки (рисование, вокал, православную кухню, помогали в летнем лагере, ассистировали во время сложных репетиций). Я вот выбрала себе газету: сама верстала (хотя меня никто не учил), закупала бумагу, потом относила в редакцию на правки, потом – в типографию, а затем распространяла в храме и школе. Старших воспитанников старались поощрять по мере сил, и за работу редактора я получала 500 рублей в месяц. На первую зарплату я купила себе браслет, который я до сих пор иногда надеваю.
Одно лето нам разрешили поработать: мы в подругами приходили на утреннюю службу, пели на ней, затем весь день помогали в трапезной, а вечером пели на вечерней. Это было безумно тяжело, ведь все остальные отдыхали… Но мы сами попросили придумать для нас работу и честно отработали то ли 2, то ли 3 летних месяца (не помню уже).
Атмосфера обучения всегда была строгой и дисциплинированной. Мы никогда не опаздывали и не подводили друг друга. За проступки нам давали делать поклоны, иногда в храме, на глазах у прихожан. Во второй половине моего обучения ввели систему, согласно которой каждый старший воспитанник хора занимался с младшим и подтягивал его знания песен. Это повышало чувство ответственности каждого человека за результат общего дела.
На занятиях по Закону Божьему всегда было сложно, нам задавали много заданий: начиная от выучивания молитв наизусть и заканчивая пересказами притч. А еще часто задавали на дом каверзные вопросы, например: «Благовещение – это Господский или Богородичный праздник?». В этих случаях никто не мог нам помочь, т.к. родители не знали ответов, школьный учителя – тоже. Нам приходилось всегда мыслить самим, перерывать кучу литературы. Интернет тогда еще был не в каждом белгородском доме.
Трудности: насыщенный график. Были репетиции 3 раза в неделю (вт, чт и сб) + служба в воскресение. Суббота была самая насыщенная: после обычной школы мы шли в Воскресную на Закон Божий, а потом была репетиция примерно с 15:00 до 19:00. Мы всегда прерывали репетицию, чтобы сходить в храм на помазание во время вечерней службы. А когда подросли, то оставались после службы и тренировались читать Апостол для предстоящего воскресного богослужения.
Но нам не нужно было работать, поэтому мы успевали в обеих школах и не беспокоились о том, что это занимаем почти все наше свободное время. То есть, мы каждое утро вставали рано, у нас не было «выходного» дня. Светским людям это всегда казалось диким. Еще были сложности, когда из-за престольных праздников, приезда владыки или концерта приходилось пропускать школу, и по закону подлости, эти дни попадали на контрольные работы. Поэтому постепенно я выработала режим: один раз я делаю выбор в пользу обычной школы, другой раз – в сторону Воскресной. Это позволяло мне не злить преподавателей...
Вообще, я считаю, что обучение в Воскресной школе в том формате, которое было у нас (и в целом остается в школе до сих пор), довольно насыщенно и тяжело для детей, но это позволило нам научиться планировать свое время, что особенно помогло в старших классах, когда мы готовились в ЕГЭ. Понятное дело, что многих склоняли к поступлению в музыкальные институты, но в основном мы выбирали другие дороги. Одна девочка стала матушкой-домохозяйкой, другая – частным юристом. Еще среди нас: кондитер, архитектор, люди бизнеса… Про судьбы некоторых ничего не знаю, многие переехали. Многие из нас до сих пор связаны с музыкой (в виде частных занятий вокалом, пением в хоре в других местах). В любом случае, профессионализм никуда не денешь, хотя голос – это инструмент, и его нужно тренировать.
Было много всего, как хорошего, так и плохого. Между собой мы, выпускники (именно моего «поколения»), называем Воскресную школу «школой жизни». Именно здесь мы усвоили, как отличить добро от зла, что такое верность, учились прощать и прощаться. Также нам удалось пройти и через скандалы, предательства и непримиримые разногласия. Это касается как учебных отношений, так и личных. Про любовные переживания я вообще молчу. Я считаю, что цель абсолютно любой школы – это давать знания. Но наша школа кроме знаний научила нас… Дружить, что ли. И быть верными Церкви, коллективу. Нас научили ставить интересы общего дела выше личных, при этом, не сильно ущемляя себя. Мы всегда искали гармонию и находили ее в общении друг с другом и Богом.
Больше всего запомнились веселые моменты – у выпускников воскресных школ свой особый юмор, который поймут только свои. Конечно, запомнились некоторые поездки, какие-то нестандартные ситуации. Помимо школы, мы много времени проводили вместе с друзьями, поэтому нас объединяет не только Воскресная школа. Особенно сейчас, когда это уже пройденный период жизни, это особо заметно. Как сказала однажды подруга (тоже успешная в жизни выпускница Воскресной школы): мы – люди, которые «составляют фундамент существования друг друга». Конечно, было больно прекращать общение с частью воспитанников, но я верю, что все к лучшему.
Это звучит странно, но многим из нас Воскресная школа снится до сих пор. Причем не всегда самые радостные моменты. Когда я оставила школу, то мне тоже часто снились репетиции, концерты и просто люди из школы. То есть, мы настолько является частью того периода своей жизни, что я не буду удивлена, если в 70 лет мне по-прежнему будут сниться такие сны.
Вспоминаются песни. Они сами всплывают в голове, даже когда мне этого не хочется. У нас был огромный репертуар, поэтому многие воспоминания так или иначе связаны с выступлениями, песнями. Несколько раз мы ставили мюзиклы. Я до сих пор некоторые песни помню нотами, потому что мы действительно учили все партии наизусть.
Жизненный мир выпускника в данный момент времени. (Воскресная школа – это опора и установка для настоящего).
Любое окружение влияет на человека. Мы там выросли и не осознавали, насколько сильно мы отличаемся от светских подростков. Мы были более чуткие, понимающие. Старались быть менее жестокими и требовательными к другим людям, но к себе всегда относились строго.
Когда я почувствовала эту разницу, то поняла, какое же это счастье – иметь возможность «вырастить» свою душу в стенах Воскресной школы. Сейчас, когда я лицом к лицу встретилась со светскими компаниями и людьми (в плане работы на них), то отчетливо понимаю, что Воскресная школа заложила такое воспитание, такие принципы жизни, которые очень часто помогают однозначно решить для себя некоторые духовные вопросы, несмотря на окружающую реальность.
Если говорить о знаниях, то они помогли мне побеждать в Олимпиадах по Основам православной культуры. Насколько я помню, я участвовала 3 года подряд и всегда у меня были медали за победу в определенном туре. Эти успехи настроили меня в сторону столицы и подготовили к поступлению в наш Университет.
Конечно, знания Священного Писания были слабыми. Именно у Университете я смогла понять многие вещи более глубоко и подробно. Все-таки Воскресная школа дает поверхностные знания, но приучает к самостоятельному изучению. Это упорство помогло мне в Университете, когда нам приходилось писать конспект Апостольских посланий.
На данный момент хоровое образование я не использую никак, но уверена, что когда-нибудь еще пригодится. Знания по православной культуре нужны каждому верующему, поэтому они всегда востребованы в духовной жизни. Часто объясняю знакомым Таинства Церкви, рассказываю, почему сейчас в Церкви именно так происходит, а не иначе.
Друзья были и есть. И будут! Мы много сил вкладываем в поддержание наших отношений. Несмотря на то, что я живу в другом городе, мы стараемся встречаться раз в 1-2 месяца.
Приход был и есть. Какой он? Обычный, наверное. Но дисциплинированный. Многие люди ходят именно в этот храм много лет, многих легко узнать в лицо. Текучки кадров почти нет. Сменилось несколько священников.
Да, послушания были такие (в разные периоды учебы): стирать и гладить платки (для девочек) к службам, помогать в детском лагере, уборка, помощь на кухне, написание статей, верстка газеты, приводить в порядок папки. И еще целая куча, но уже не могу вспомнить.
Да, воспитанники с самого начала обучения каждое воскресение пели на клиросе. Был самый старший хор (взрослый, профессиональный) и наш, детский. Иногда наш хор делился еще на 2 клироса.
Все послушания были органично встроены в нашу жизнь в школе, поэтому они не вызывали отрицательных эмоций. Но читать Апостол на службе, на виду у всех прихожан, да еще и на другом языке… Это было жутко страшно, поэтому я пила успокоительные. Но это был необычный опыт! Представляете, насколько нам доверял настоятель, раз благословлял нас это делать?
Так как мы были хоровым коллективом, то концерты – это вторая по важности деятельность после богослужений. Я не могу сосчитать, сколько всего было дано концертов нами в стенах школы. И уж тем более не поддается учёту количество наших гастролей. Мы записали много компакт-дисков. Единственное, наше поколение Воскресной школы никогда не выступало заграницей.

 

Печать