Нравственность и духовность
20 декабря 2016 года, в рамках проекта «К Богородице прилежно ныне притецем…» при грантовой поддержке международного конкурса «Православная инициатива» настоятелем Смоленского собора о. Павлом была проведена беседа с прихожанами на тему: «Нравственность и духовность».
В беседе батюшка отметил, что все мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные – нравственность и духовность, хотя они взаимосвязаны между собой и часто определяют друг друга. В чем же различие между ними? Нравственность – это верное наше отношение, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе. Нравственность связана с определенными действиями человека. Например, никто не назовет безнравственным того у кого мысли, ну, не совсем нравственные. А кто знает, какие у человека мысли? Можно внешне быть человеком очень нищелюбивым, человеколюбивым, подавать деньги нищим, когда просят, можно делать благотворительные акции или переводить деньги через банк, и т.д., и т.п. Вопрос: добро это или зло? С точки зрения морали – бесспорное добро. Никто не знает почему человек это делает, т.к это в нем, в его духе. Ведь можно внешне быть просто святым человеком, внутри же – исполненным гордыни, тщеславия, презрения к людям. Более чем достаточно встречается у нас таких фактов, когда мы с удивлением говорим: «Такой человек, такой человек! Как он мог это сделать?» Троньте вы этого «нравственного» человека, попробуйте покритиковать его – и он вам покажет, «где раки зимуют»!
Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Духовные ценности каковы? В Евангелии их называют, например: любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так что всем это будет очевидно. Напротив, чем бо́льшие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Нравственность тогда начинает определять, положительно определять духовность, когда она находится в определенном ключе, т.е. когда человек стремится к исполнению Евангелия в своей жизни. Вот тогда его нравственные поступки могут иметь эту положительную направленность и постепенно приводить человека к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит. Также о. Павел в беседе с прихожанами говорил о правильном понимании христианства, о том, что без любви нет христианства. И если ты христианин, ты должен в каждом человеке видеть равного себе, брата своего, а не раба. Этим самым подсекается основа, база, фундамент всякой социальной несправедливости, не по дисциплине жизни, когда есть начальник и есть подчиненный, а по социальной несправедливости.