Конкурс семейных ансамблей
Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.
Музыка в нашей стране вошла в каждый дом; серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная. Очень трудно бывает порой разобраться в этом потоке музыкального звучания.
Методы семейного музыкального воспитания строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Это и метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнений. Но лучший вариант – это, несомненно, совместное делание – пение, слушание музыки в семье, совместное музицирование.
Что такое музицирование? Музицирование (от нем. musizieren - «заниматься музыкой») - исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Семейное музицирование — это вовсе не какая-то новация, оно имеет глубокие традиции.
Музыкальные салоны в России в своё время прочно вошли в жизнь не только дворянского сословия, но и простых людей. Концертные выступления семейных ансамблей стали нормой. Особо подчеркнем, что это не только объединяло членов семьи, но и было определяющим в воспитании детей, поскольку музыка входила в их жизнь с ранних лет и воспринималась как ее неотъемлемая часть. Домашнее семейное музицирование распространялось как внешкольное обучение, и в семьях русской аристократии обучение детей музыке было явлением обязательным. В простых же семьях, собираясь по вечерам, любители музыки составляли небольшие ансамбли из любимых народных инструментов как балалайка, гармошка, пели народные песни.
Вспоминая эти традиции, детская музыкально - хоровая школа г. Белгорода №4 уже не в первый раз проводит ежегодный конкурс – фестиваль семейных ансамблей. На этом мероприятии мы ближе знакомимся с учащимися школы, их семьями и видим результат их совместного музыкального творчества.
Из воспитанников Воскресной школы при Смоленском соборе на данном конкурсе выступили ученики Каменевой Инессы Никифоровны. Дуэт братьев Литвиновых (Николай и Иван) выступил с произведением «Вальс» А. Диабелли. Дуэт сестёр Гребцовых (Анастасия и Елизавета) исполнили «Вальс» Ф. Шуберта. В исполнении Анастасии Гребцовой и мамы - Натальи Ивановны прозвучала «Анна - полька» И. Штрауса. Еще одним номером этого малого ансамбля стало исполнение романса «Домик - крошечка» (муз. А. Гурилёва, слова С. Любицкого), в котором Настя исполнила вокальную партию, а мама – аккомпанемент на рояле.
Жюри прослушало выступления участников в нескольких номинациях – «фортепианный ансамбль», «малый состав ансамбля», «большой состав ансамбля» (профессиональный состав и непрофессиональный состав). И после обсуждения ознакомили присутствующих с результатами, наградили памятными призами (дисками с записью произведений белгородских композиторов). Результаты нас очень порадовали:
дуэт Литвиновых Николая (фортепиано) и Ивана (фортепиано) – 2 место;
дуэт Гребцовых Анастасии (фортепиано) и Елизаветы (фортепиано) – 1 место;
дуэт Гребцовых Анастасии (фортепиано) и Натальи Ивановны (фортепиано) - 1 место;
дуэт Гребцовых Анастасии (вокал) и Натальи Ивановны (фортепиано) – 1 место.
Поздравляем победителей и желаем дальнейших успехов!
Не будем забывать о важной роли музыки вообще и совместного семейного музицирования в частности. Ведь, музицирование является мощным средством воздействия на развитие личности, оно расширяет и обогащает музыкальный и художественный кругозор детей и взрослых, создает условия для творческой самореализации семьи. Музицирование в непринужденной домашней обстановке, в кругу близких людей приносит радость и способствует более быстрому и гармоничному музыкальному развитию. Приятного совместного музицирования!