Архитектоника Храма
Начало строительства каменного двухэтажного Смоленского собора приходится на 1737 год, в период относительно мирной истории губернского центра.
Говоря об архитектурном облике храма, следует заметить, что в XIX столетии он основательно изменился. Чертежи середины XIX века и фотографии конца его показывают позднейший архитектурный вариант, под которым скрылись первоначальные формы и декор.
Структура храма читается как массивный, вертикально вытянутый двухэтажный основной объем, имеющий удлиненную форму с юга на север, с примыкающей к нему одночастной овальной двухэтажной апсидой. С запада – небольшая двухэтажная трапезная и четырехъярусная колокольня. Данная объемная композиция характерна для храмовой архитектуры Слободской Украины и порубежной с ней зоны России и может быть отнесена к концу XVII века, хотя здесь внесены в нее конкретные оригинальные черты.
Судя по документам середины XIX века, вход на второй этаж храма осуществлялся через лестницы со стороны колокольни. В 1859 году был составлен «Проект на устройство при белгородском Смоленском соборе вместо пришедшей в совершенную ветхость каменной новую каменную лестницу в верхнюю Петропавловскую церковь…». Поэтажные планы, входящие в проект, показывают, как можно полагать, фундаменты первоначальных лестниц, которые подходили к колокольне с юга и севера и поднимались ко второму этажу ее первого яруса. Таким образом, прихожане попадали в верхнюю церковь. На чертеже южного фасада пунктиром показан арочный проем, который оформляет этот вход на колокольню с юга. Визуальный осмотр памятника говорит и о том, что ко второму этажу четверика с юга и севера также должны были подходить лестницы. На его фасадах в процессе зондажных работ проявились следы порталов, лишь впоследствии превратившихся в окна. По-видимому, между входом на колокольню и порталами второго этажа была узкая галерея служебного назначения (на плане маленькой арочкой показан выход на нее со стороны колокольни). План первого этажа тоже показывает фундамент некой паперти или галереи, которая охватывала колокольню с запада, соединяясь с лестницами второго этажа. Видимо, она опиралась на столбы или аркаду.
Все архитектурное решение, связанное с попаданием в верхний храм, показывает смелость и сложность замысла, ориентированного на такие выдающиеся московские образцы конца XVII века, как церкви Воскресения в Кадашах и Успения на Покровке. В данном случае провинциальный собор, хотя и с некоторым опозданием, отражал лучшие архитектурные тенденции своего времени. Но, как уже было сказано, в 1859 году вся эта интересная композиция была обречена на уничтожение в связи с обветшанием лестниц. Последние были разобраны вместе с галереями. Вместо этого с запада собор дополнили пристройкой для помещения в ней новой лестницы. Одновременно радикально изменился и весь фасад храма. Фасадам пристройки и колокольни был дан вид более сдержанный, но соответствующий уже совершенно искаженным фасадам самой церкви. Под слоем штукатурки скрылись следы первоначального декора - срубленных наличников, карнизов, обрамления порталов, характерные для XVII века.
Однако существенные изменения середины XIX века не были единственными. Возможно, что ранее этого исказилось завершение собора, так как к моменту перестроек 1859—1862 годов (именно в 1862 году западная пристройка с лестницей в ней «была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева») основной объем храма увенчивал восьмерик, уже охваченный колоннадой и вследствие этого казавшийся круглым.
1862 годом отмечена последняя, самая существенная перестройка Смоленского собора: «...по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному проэкту...» с западной стороны стараниями церковного старосты Г. И. Муромцева была возведена пристройка с перекрытием над лестницей, ведущей на второй этаж. В дальнейшем для предотвращения воздействий сырости в 1868 году в храме оборудуются три печи с дымоходами в стенах.
Внутренний облик храма определяется двумя этажами, причем второй этаж основного объема - двусветный. Световой восьмерик опирается на сомкнутый свод с подпружными арками (в сводах голосники). Трапезная часть соединяется с главной стеной тремя арочными проемами в каждом этаже. Алтарная часть также отделена от основного пространства трехпроемной преградой.
По поводу расположения престолов почти все исторические материалы свидетельствуют о том, что в первом этаже находился главный из них – Смоленский, а во втором – Петропавловский. Некоторые источники XIX века говорят уже о трех престолах: «…известный именитый купец Михаил Константинович Мачурин … в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, архистратига Михаила…» (до наших дней он не сохранился).
Об убранстве собора известно, к сожалению, очень мало. Фотографий интерьера найти не удалось, а описания предельно кратки. Первое упоминание об установке иконостаса приходится на 1783 год, «вырезать который взялся, по контракту, «Московского Ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»... Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году». Для него «в 1793 - 5 годах... живописцем Андреем Ивановичем Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом». А в 1868 году в храме оборудуются три печи с дымоходами в стенах. И в это же время потомственный почетный гражданин Белгорода Василий Михайлович Мачурин финансирует изготовление в нижней церкви нового иконостаса, выполненного «известным подрядчиком Гетманом», в связи с тем, что прежний иконостас «...от долговременного стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». А уже в 1884 году стараниями церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина был заменен иконостас в верхней церкви, упомянутый в материалах исследований П.П. Покрышкина. Верхняя церковь, по его словам, была: «очень светла, просторна и нарядна». Остатки предалтарных преград середины XVIII столетия сохранились «под полом трапезной части». Среди икон верхней церкви Покрышкин называет икону «...с видом этой церкви». В настоящее время о месте ее нахождения ничего не известно. Паникадило в трапезной относилось к началу XIX века, а главное - к его концу. Полы в обоих этажах были деревянными. Стенная роспись, по данным Покрышкина, почти вся была закрашена в 1913 году, «только в своде трапезной осталась недурная роспись, да несколько изображений святых оставлены на стенах и окружены разделкою под мрамор. Эти остатки XVIII - XIX веков».
Приведенные сведения об интерьере говорят о том, что в XIX веке он пострадал так же, как и внешний облик храма: были заменены первоначальные иконостасы, паникадила, стенная живопись. Только иконы и утварь сохранялись с исходного момента.
Если учесть все рассмотренные переделки, которые претерпел Смоленский собор, то отделенный от них его первоначальный облик предстает достаточно интересным и своеобразным. Собор относится к памятникам с вертикально вытянутым основным объемом, завершенным малым восьмериком, которые были распространены уже в самом начале XVIII века. В основе этой композиции лежит архитектурный тип «восьмерик на четверике», но традиционное для этого типа пропорциональное соотношение объемов в данном случае смещено. В Смоленском соборе двухэтажность продиктовала вытянутые с юга на север размеры основного четверика. Над ним возвышается очень характерная для барочной направленности кровля в форме купола. Хотя и с некоторым провинциальным опозданием, здесь применены вполне современные той эпохе формы, которые можно отметить и в четырехъярусной колокольне собора, завершенной двумя восьмериками.
Архаичным элементом можно считать декоративное пятиглавие, возникшее либо при перестройке собора, либо видоизменившееся в это время. Оно перекликается с общей архитектурной схемой памятника, восходящей к XVII веку. Ближе к XVII столетию и одночастная, овальная, монументальная апсида, уже редко встречающаяся в середине XVIII века. Декоративное оформление фасадов, открывшееся под слоем штукатурки, также можно отнести к приемам скорее XVII века, нежели восемнадцатого.
Самой интересной является, конечно, вероятная композиция лестниц и галерей, исчезнувшая в середине XIX столетия. Связывая собор с окружающим пространством, элементы этой композиции оживляли и облегчали его массивные формы. То, что лестницы подходили к колокольне с севера и юга, расположение галерей с западной стороны, возможное существование лестниц по сторонам основного объема, служебные галереи - все это, бесспорно, говорит об оригинальности всего архитектурного замысла.
Если в целом Смоленский собор как провинциальный памятник довольно привычно синтезирует две архитектурные эпохи, то при рассмотрении отдельных его элементов заметна свежесть художественного мышления создателей сооружения.
В нынешнем облике храма, к сожалению, не все сделано так, как хотелось бы, но храм восстановлен, он действует и по-прежнему является одним из центров духовной жизни Белгорода.