Архиерейская служба в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы
1 апреля, в Субботу 5-й седмицы, Похвалы Пресвятой Богородицы митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Смоленском соборе г. Белгорода.
В субботу на пятой седмице Великого поста святая Церковь торжественно совершает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. 1 апреля, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Смоленском соборе г. Белгорода . После чтения Евангелия митрополит Иоанн обратился к молящимся с проповедью о Великой Заступнице христианского рода Пресвятой Богородице.
Главе Белгородской митрополии сослужили: благочинный I Белгородского округа, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерей Олег Кобец; настоятель Смоленского собора г. Белгорода, председатель Информационного отдела протоиерей Павел Вейнгольд; настоятель Свято-Владимирского храма пос. Разумное, секретарь Белгородского епархиального управления протоиерей Алексий Москаленко, клирики собора и храмов г. Белгорода.
На входе с евангелием митрополит Иоанн, ко дню Святой Пасхи за усердное служение Русской Православной Церкви удостоил клириков епархии наград:
Право ношения креста с украшениями:
- протоиерей Владимир Лебединец, клирик Смоленского собора г. Белгород;
Сан протоиерея:
- священник Феодор Шумских, клирик Смоленского собора г. Белгород;
Право ношения наперсного креста:
- Иерей Алексий Маркушев, клирик храма Почаевской иконы Божией Матери г. Белгород;
- Иерей Николай Михальцов, клирик храма Почаевской иконы Божией Матери г. Белгород;
- Иеромонах Спиридон (Котляров), благочинный Свято-Троицкого храма Белгородской митрополии.
После чтения Евангелия митрополит Иоанн обратился к молящимся с проповедью о Великой Заступнице христианского рода Пресвятой Богородице. Из проаоведи прихожане узнали, что Праздник этот установлен ещё в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь:“Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!” И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее. Позже он был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Акафист — это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету букв, каждый кондак оканчивается псаломским “Аллилуйя”, каждый икос — приветствием архангела “Радуйся…”. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь целиком,а раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: “Взбранной Воеводе…” и пр.
Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу Акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).
Так будем же и мы не забывать об этом и обращаться к Богородице с нашими мольбами и благодарностью за Её непрестанную молитву перед Сыном Её. Ведь, она по завещанию Самого Господа и Спаса нашего по Его крестной смерти стала матерью и заступницей всему роду человеческому.