Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский)
День поминовения 25 декабря
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипре, где Евангелие Христово было возвещено в I веке святыми апостолами Павлом и Варнавой. С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства.
После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства обрела любвеобильного отца, всей своей жизнью являвшего пример добродетельной жизни и трудолюбия.
Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной; оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно. Известен случай, когда святому Спиридону во время утрени незримо сослужили Ангелы, и после каждой ектении слышалось их пение: «Господи, помилуй». Также на одном из богослужений лампада, в которой уже закончился елей, по молитве святителя наполнилась маслом сама собой…
Богомудрый архипастырь, желая спасти души своих соотечественников, нередко обличал и человеческие пороки. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению.
Святитель Спиридон был строгим ревнителем Церковного Устава и чрезвычайно заботился о сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Он строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.
В 325 году святитель Спиридон участвовал в I Вселенском Соборе в Никее. Осененный Божией благодатию, он обратил в Православие ученого греческого философа, защищавшего ересь Ария: «Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести… так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание». Философ признал правоту святителя и сказал своим друзьям: «Пока состязание велось посредством доказательств, я своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательств из уст этого старца стала исходить какая-то особенная сила – доказательства против нее бессильны, – Богу человек противиться не может… последуем за этим старцем, устами его говорил Сам Бог». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его – вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Вот три стихии, а кирпич один, – сказал святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». По некоторым сведениям, святитель Спиридон участвовал и в деяниях Поместного Собора 342–343 годов в городе Сердике (ныне – столица Болгарии, София).
Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь Святых Апостолов в городе Тримифунте. Во второй половине VII века мощи святителя были перенесены в Константинополь, а в 1456 году – на остров Корфу в Ионическом море (греческое название острова – Керкира). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова), и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме, посвященном ему.
В православном мире святитель Спиридон почитается как «ходящий» святой. Бывают случаи, когда хранители раки не могут ее открыть – тогда, как говорят керкирские священники, святого в раке просто нет, он ходит по острову. Подтверждением этого чуда является также и то, что одежду, в которую облачен угодник Божий, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто святой не покоиться в раке, а ходит. Бархатные тапочки (их также называют башмачками или сапожками), одетые на ноги святого, также изнашиваются, и их дважды в год (перед Пасхой и накануне дня памяти святителя) заменяют на новые. Изношенные же тапочки разрезают на части и затем раздают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время переобувания чувствуется ответное движение.