«Мария Египетская и Алексий, человек Божий» икона работы царских изографов, XVII век

В русской иконописи середины — второй половины XVII века были распространены патрональные изображения преподобной Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала ее своей небесной покровительницей. На иконе с изображением преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве мы видим  традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм.Такое изображение мы видим на иконе с изображением Преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве. (Середина XVII века, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).

В росписях православных храмов изображение святого Алексия обычно помещалось в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников. В русской иконописи изображения святого Алексия часто носят патрональный характер. Особенно ярко это проявилось в середине — второй половине XVII века так как святой Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича. В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной).

Юродство — христианский подвиг изображения внешнего, видимого безумия как пренебрежения социальными нормами с целью достижения внутреннего смирения. Преподобничество — аскеза во имя служения Господу, выражающаяся в как можно более полном уподоблении Христу, восхождение к преображенной человеческой сути обожения. Первыми преподобными в христианской церкви стали египетские и палестинские монахи-отшельники в конце III — начале IV в. Интересующие нас святые Алексий Человек Божий (ум. 411 г.) и Мария Египетская (ум. 522 г.) названы преподобными, ибо они также уподобились Христу в его практике ухода от мира, в уединенной молитве и претерпели страдания. Общность главных моментов в их жизненном подвиге — пустынножительство, нищета, постоянная молитва, а также обет безбрачия и полное смирение — определяют сходство их изображения между собой и аналогии с образами юродивых. Марию и Алексия можно назвать преподобными пустынножителями (пустынниками).

Источники:

https://artpolitinfo.ru/ikonografiya-prepodobnyie-i-yurodivyie/

http://icons.spbda.ru/

http://ostrov-preobr.cerkov.ru/2016/03/29/30-marta-prp-aleksiya-cheloveka-bozhiya/

 

Печать

Вопрос настоятелю

Здравствуйте. Подскажите, как бороться с ленью? Последнее время очень одолевает, умом понимаю, но сделать ничего не могу.
Здравствуйте! Батюшка, на Крещение нужно новую икону покупать или можно взять ту, которая дома есть?
СМОЛЕНСКИЙ СОБОР
308600, г. Белгород 
Гражданский проспект, 50 
тел.: +7 (4722) 277-654, 257-330
email: smsobor@mail.ru